Актеры: Галина Тюнина, Михаил Козаков, Сергей Виноградов, Андрей Смирнов, Иван Охлобыстин ...
История головокружительной карьеры и жизненной драмы великой
русской балерины XX века Ольги Спесивцевой, прозванной
современниками "Красной Жизелью". Именно "Жизель"
обессмертила ее имя в 1924 году. Именно "Жизель" стала причиной
душевной катастрофы в 1942. Звезда императорских театров
и Grand Opera, партнерша Нижинского, Долина и Лифаря, подруга
Дягилева и Баланчина, она безвестно скончалась в пансионе в
предместье Нью-Йорка в 1991 году в возрасте 96-ти лет.
Награды фильма:
Главный приз на кинофестивале в Онфлере (Франция);
Призы на международных кинофестивалях: МISTFEST,
Каттолика (Италия), в Монреале, Каире, Каннах и Москве;
Приз российской кинопрессы за лучшую женскую роль (Галина Тюнина);
Призы Российской киноакадемии "Зеленое яблоко": за лучшую женскую
роль (Галина Тюнина) и лучшему художнику по костюмам;
Первый приз и приз за лучшую женскую роль (Галина Тюнина) на
кинофестивале "Новое кино России" в Екатеринбурге.
Художественный фильм «Мания Жизели»
Детективная драма из жизни знаменитой русской балерины Ольги Спесивцевой,
прозванной «Красной Жизелью». Бегство из СССР на Запад, преследование
со стороны КГБ, мировая слава - ее судьба была полна трагизма и
величия, любви и безумия. Картина основана на реальных событиях.
В фильме Алексея Учителя «Мания Жизели», чего только нет!
Красивая, рафинированная героиня (Галина Тюнина), полный набор
известных творческих людей Москвы и Петербурга, снявшихся и в
главных ролях, и в эпизодах, что придает картине известный салонный
шарм. Модные лица в стильных интерьерах: Алексей Герман, Андрей Смирнов,
Михаил Козаков, Александр Хван, Иван Охлобыстин, Сергей Виноградов.
Люди сегодняшней богемы, снявшиеся в ролях представителей знаменитой
театральной богемы ушедших лет — красивый ход! Еще здесь есть
душещипательные и драматические любовные истории из жизни героини в
духе модных теперь женских романов, закрученный детективный сюжет,
завершающийся падением в лужу исполнителя одной из главных
ролей — мистера Брауна — Андрея Смирнова. Костюмы (художник по
костюмам Катя Михайловская) следует отметить особо.
Героиня в самом деле одета отменно.
В основу сценария легла реальная история жизни Ольги Спесивцевой.
Величайшая романтическая балерина мира, одна из тех, кто создал
славу русского балета. Имя ее (признанной лучшей Жизелью в мире)
гремело по свету. Европа, Америка, Австралия, поезда, гастроли,
гостиницы, застуженная пустота одиночества... Ее любили многие,
а она... замкнутость, холодность, вся в себе, все внутри — сокровище,
запертое на ключ, а ключик утерян. Всю жизнь мечтала вернуться в
Россию. Но вовремя не подумала о продлении заграничного паспорта,
находясь в длительных гастролях, и (как бы автоматически) стала
иностранной подданной...
Мистер Браун подхватил ее уже над
пропастью — начались странные приступы. Поместил в дорогую частную
клинику, повсюду был с ней: и в поездах, и дома, в пригороде Нью Йорка;
заботился, оберегал. Приступы повторялить, но обычно недели в клинике
ей хватало, чтобы вернуться к жизни, а он делал все, чтобы они не
были слишком частыми... и умер внезапно, скоропостижно, не успев ничего
передать ей по завещанию, не успев зарегистрировать брак, — да она
никогда этого не хотела... Известие обрушилось на Ольгу Спесивцеву,
резко ухудшив ее состояние, а средств на лечение в дорогом
заведении для богатых не было — она вышла оттуда и оказалась на улице.
Ни денег, ни своего угла...
И ждал ее сумасшедший дом для бедных,
где Ольга провела 32 года! И вышла очищенная, просветленная, словно
бы наделенная неким тайным знанием, вышла с истовой верой в Бога.
Такая она была — не в фильме, нет, там Спесивцевой не существует.
В ранней петербургской юности на судьбу ее лег огненный язык. Вдвоем
с молодым Чуковским они прокрадывались к крошечному оконцу крематория
и по очереди глядели, как в гудящем пламени корчились сжигаемые трупы.
Жуткий, чудовищный танец... Пляска смерти!
Кошмар еще тогда поманил,
он притягивал, питал ее неиссякаемое любопытство, жадную страсть ко
всему запредельному. Тогда, видимо, и рождалась ее Жизель, прошедшая
через реальность безумия, бесплотная тень второго акта, отмеченная
знаком высшей духовности... Истинно русская балерина.
В «Мании Жизели» есть все. Нет художника, нет Жизели. И дело даже
не в том, что создатели фильма сознательно отказались от показа
балетных сцен, где станцует другая... Как это было, скажем, в фильме
«Анна Павлова» с Галиной Беляевой в главной роли. Но Беляева по
образованию артистка балета. Их сомненья понятны — не передать, не
донести никем неповторимое и невозвратное. И это, может быть, к лучшему.
Но не в отсутствии балетных сцен тут все дело! Ольга Спесивцева,
наверное, знала, что слово, однокоренное со словом «творить»,
«отворять» — окно, врата, путь, но только отнюдь не в юдоль земную...
Путь к высшему предназначению художника, путь к тому, что зовется «духом»
и заповедано творцом. Но в фильме, увы, «отворения» нет, есть игра в
красивую, декадентскую жизнь, с тем оттенком потребительства к судьбе
избранной исторической героини, надломленной, шероховатой, путь,
который способен проторить дорогу к коммерческому успеху.